~ Книги января. Пофигизм, современный танец и Набоков ~

by - 2.2.18

Пост о книгах января я пишу, спрятавшись в тёмном углу и стараясь не шуметь, чтобы не привлекать внимание преследующего меня в последнее время монстра неотложных дел. Уверена, что скоро он меня обнаружит, поэтому не будем терять ни минуты. Да, увы, красивый план посвятить январь книгам и прочитать много-много-много не удалось осуществить — в списке всего 3 названия. Эти книги невероятно, чуть ли не полярно, разные по тематике, специфике, языковой оболочке, и их соседство выглядит, мягко говоря, странно, но так уж сложились обстоятельства.

~ Владимир Набоков «Дар» ~
~ Марта Грэм «Память крови. Автобиография» ~
~ Марк Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма» ~



Страшно представить, что ироничный интеллигент В.В. Набоков сказал бы по поводу своих соседей по списку и моих читательских загулов «налево», поэтому начнём, конечно же, с шедеврального «Дара».

~ «Дар» Владимира Набокова ~

Если вы любитель многогранной литературы, эта книга станет для вас источником неиссякаемого филологического счастья. Как доделаю этот пост, непременно отправлюсь заказывать бумажную версию и попытаюсь найти время для сеансов долгого вдумчивого чтения с карандашом в руке, а то, к моему огромному сожалению, приходилось читать роман урывками и в электронном формате. Даже при всех этих неудобствах «Дар» произвёл на меня колоссальное впечатление.

Посвящённый в филологические премудрости читатель не может не заметить, как перекликаются с судьбой и воспоминаниями автора образы, темы и мотивы, на которых строится роман. Не может он также не обратить внимания на многослойность текста и особенности его композиции, приводящие к роковому вопросу: «Что же это вообще такое?!  Эмигрантские записки, роман о рождении романа, сублимация личных воспоминаний, анализ литературных и социальных процессов, обличительное высказывание или..?» Кажется, что всё-таки «или»: загадка от великого фокусника-насмешника, талантливейшая мистификация. Но как бы то ни было, сочетание масштабности и личной вовлечённости, калейдоскоп разных форм и лиц, а также совершенно невероятная, виртуозная игра с языком превращают «Дар» в шедевр.

Я намеренно не вдаюсь в подробности и не погружаюсь в анализ, высказывая свои впечатления и предположения. Ориентирующиеся в литературном процессе люди, решив отправиться в увлекательное путешествие по набоковскому миру, сами найдут ко мне дорогу, если захотят всё более обстоятельно обсудить.;) Давайте уж не будем пытать и пугать нормальных людей нашими филологическими странностями.

Кстати о странностях! Мне впервые после выпуска захотелось обратиться к литературоведческим статьям, что я незамедлительно сделала — как водится, поздней ночью в середине рабочей недели, потому что соблазн был так велик, так велик!.. Может быть, когда вы прочитаете, вам тоже захочется разобраться с наплывом мыслей и познакомиться, например, с вот этой любопытной статьёй Ю.Д. АпресянаЕщё я планирую посмотреть выпуск «Игры в бисер», посвящённый набоковскому роману.

~ «Память крови. Автобиография» Марты Грэм ~

«Люди много раз спрашивали меня, почему я выбрала судьбу танцовщицы. Я не выбирала её. Я была избрана стать танцовщицей <…> Танец — это пробный камень духа»

Наконец получилось добраться до автобиографии основательницы танца модерн, которая, правда, чёрным по белому писала, что никакой это не модерн, а контемпорари, но боюсь, её не услышали.  Мне изначально очень хотелось прочитать книгу в оригинале, но знакомство с Амазоном закончилось разочарованием, так что пришлось довольствоваться русской версией, которую мне, впрочем, удачно подарили практически сразу после недоразумения с исчезнувшей  посылкой.

Читать книгу просто поразительно неудобно: спотыкаешься на каждом слове. Я сначала винила переводчика, но потом поняла, что, судя по всему, это беда и оригинала. Марта Грэм писала текст,  когда ей было уже глубоко за 90; долгая-долгая, насыщенная, воистину великая жизнь уложена в двести несчастных страниц, и в итоге получился этакий бег наперегонки с памятью и временем, которые неизбежно переставляют акценты. Вскользь упоминается столько гениальных людей и постановок, но мысль летит слишком  стремительно, чтобы успеть охватить всё. Оно и ясно, Грэм ведь столько на своём веку (в данном случае «век» — это вовсе не художественное  преувеличение) повидала, о стольких вещах хотела рассказать. И получилось, что упомянула о многом, но не рассказала почти ни о чём.

Здорово, однако, что даже на бегу ей удалось проявить свою индивидуальность: прочитав книгу, вы поймёте, какой волевой и сложный характер был у этой гениальной женщины, какого рода мысли её занимали. Особенную ценность представляют её размышления о танце, его философской, внешней и эмоциональной, чувственной сторонах, о собственной технике и великих сюжетах. 

И какое неожиданное признание: «Если существует реинкарнация, я бы хотела вернуться к жизни, чтобы станцевать Чёрного Лебедя»,— говорит по натуре совсем не похожая на классичку женщина. Думаю, это была бы самая необыкновенная и величайшая Одиллия всех времён и народов! А как иначе с её свободой, эротизмом, эмоциональностью и склонностью к «чёрному ирландскому бешенству»?

~ «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона ~

Книга, кажется, активно раскручивается блогерами и книжными магазинами, где стоит в разделе бестселлеров. Вообще-то от этого слова на «б» меня мутит и, вот честно, покупать бы ни для себя, ни для других ни за что не стала. И всё же я рада, что книга попала ко мне в руки: очень вовремя.

Ни для кого не секрет, что тонким искусством пофигизма я не очень владею и переживаю по любому поводу. Думается, что грубоватая манера режущего правду-матку Мэнсона, в целом, к слову, симпатии не вызывающего, способна отрезвить самого заядлого перфекциониста. Америку автор не открывает, но знаете, иногда бывают моменты, когда очень нужно, чтобы кто-то без сюсюканья озвучил те самые неприглядные простые истины, которые роем мыслей вертятся в голове, но в правдивости которых нет сил себе признаться.

Мэнсон говорит о том, что современный человек зациклен на нереалистических ожиданиях: мы все в каждый момент нашей жизни должны быть «идеальны и ошеломительны» (привет инстраграму), что нездорово, да и просто невозможно. Если честно с собой поговорить, можно прийти к выводу, что счастье — это не жизнь без проблем, а чувство, возникающее в результате решения очередной проблемы, то есть за некоторое время до появления следующей. Выходит, что модная нынче философия избегания проблем в корне неверна. Люди представляют себе красивую картинку совершенной жизни — результат, но мало кто заботится о процессе, и, когда приходится столкнуться с ним, зачастую чувствуют себя обманутыми и несчастными, ведь это так далеко от их ожиданий. Отсюда, от этой ориентации на подсунутые кем-то идеалы,  идёт прямая дорожка к психологии жертвы, постоянным укорам и обвинениям в свой адрес.

Умение в правильный момент «забить» на что-то рассматривается как залог адекватного восприятия действительности. И Мэнсон справедливо отмечает: не надо оправдываться тем, что это будто бы смахивает на равнодушие. На самом деле умение наплевать не приравнивается к безразличию, если относится лишь к тому, что поверхностно и не имеет большого значения. Зато такое умение расставлять приоритеты позволяет больше внимания уделить тому, что по-настоящему важно.

Возможно, вы читаете и думаете: мол, это и ежу понятно. Что ж, за вас и за ежа можно только порадоваться! Но, если вы перфекционист, мастер спорта по самоедству или человек, ждущий, когда оно придёт, это долгожданное «прекрасное далёко», быть может, вам стоит познакомиться с книгой.


На этом я иду сдаваться своему монстру. До встречи в записи о книгах февраля! 

Вам может понравиться

0 comments

• Контакты •

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

• Instagram: @natalia_ontiptoes •